а а а
А А А
Версия для слабовидящих

Текущие

03 августа 2020

Музей Природы и Человека участвует в конкурсе Министерства культуры Российской Федерации

Музей Природы и Человека участвует во втором этапе конкурсного отбора заявок Министерства культуры Российской Федерации на создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о музейных предметах с использованием технологии дополненной реальности.

 

Музей Природы и Человека участвует во втором этапе конкурсного отбора заявок Министерства культуры Российской Федерации на создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о музейных предметах с использованием технологии дополненной реальности.

В рамках федерального проекта «Цифровая культура» в 2020 году запланирована поддержка создания 75 новых мультимедиа-гидов по постоянным экспозициям российских музеев. Для реализации проекта будет использована цифровая платформа «Артефакт» (https://ar.culture.ru), которая предоставляет возможность музеям создавать мультимедиа-гиды в формате дополненной реальности, а посетителям - бесплатно воспользоваться одноименным мобильным приложением в экспозициях и помещениях учреждений культуры.

В дни приёма документов Музей подал заявку на создание музейных мультимедиа-гидов в формате дополненной реальности для зала «Мозаика природы» стационарной экспозиции «Связь времён».

В первом туре конкурса в 2020 году заявка музея на создание музейных мультимедиа-гидов в формате дополненной реальности для зала «Времена изначальные» стала победителем.

Ждем с нетерпением итогов конкурсов 1 и 2 этапа, и надеемся на победу!

 

#нацпроект #НацпроектКультура #национальныйпроект #национальныйпроектКультура #ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #департаменткультурыюгры #культураюгры

 

 

03 августа 2020

ВООРУЖЕНА И ОООЧЕНЬ ОПАСНА!

Вряд ли вам в первый момент придут в голову эти слова, если вы встретите героиню нашего сегодняшнего рассказа. Обыкновенная бурозубка Sorex araneus, как и другие землеройки, обитающие в лесах нашего округа, – миниатюрное создание, достигающее в длину не более 9 см, с коричнево-рыжей спиной и серым брюшком, изящной вытянутой мордочкой, крошечными глазками, короткими лапами и длинным хвостом.

 

Вряд ли вам в первый момент придут в голову эти слова, если вы встретите героиню нашего сегодняшнего рассказа. Обыкновенная бурозубка Sorex araneus, как и другие землеройки, обитающие в лесах нашего округа, – миниатюрное создание, достигающее в длину не более 9 см, с коричнево-рыжей спиной и серым брюшком, изящной вытянутой мордочкой, крошечными глазками, короткими лапами и длинным хвостом.

Но внешность, как известно, зачастую бывает обманчива. Представительница отряда Насекомоядные, родственница ежа и крота, сама размером меньше мыши или полёвки, эта малютка является активным хищником, который за сутки съедает пищи больше собственного веса!

Добычей бурозубки становятся насекомые и их личинки, моллюски, земноводные и даже мелкие грызуны. Челюсти, снабженные острыми зубами, не дадут ускользнуть потенциальной добыче, которая иногда сопоставима по размеру с самим бесстрашным охотником. Кстати, именно с зубами связаны названия двух близких родов землероек – бурозубки и белозубки. Это не случайно. У одних зверьков зубы белые, как из рекламы зубной пасты, а у других – с буро-красными вершинами, что позволяет хорошо их отличать.

Почему же бурозубка так прожорлива? Ответ кроется в особенностях её физиологии. Уровень обмена веществ у нашей героини так высок, что она буквально умрёт с голоду, если не поест в течение трёх часов! Она просто физически не может накопить сколько-нибудь значительного жирового запаса и вынуждена постоянно, зимой и летом, бегать в поиске пищи, одинаково ловко проделывая норы в лесной подстилке или в толще снега. Такая жизнь очень утомительна, и землеройка в течение дня периодически устраивает себе отдых, чтобы немного поспать.

Если задуматься, фактически, она проживает совсем в другом временном измерении: в течение суток для зверька несколько раз чередуются фазы сна и бодрствования, т.е. как будто проходит несколько дней! Поэтому, хотя бурозубки редко живут более одного года, их жизнь по количеству таких «дней» превосходит человеческую. А ведь в перерывах между поисками пищи самки землероек ещё успевают находить партнёров и 2-4 раза за сезон произвести и вырастить своё потомство из нескольких детёнышей.

Невероятно, как они всё успевают при таком ритме жизни? Как сказал поэт: «И жить торопится, и чувствовать спешит!..»

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #природаюгры #природа #бурозубка #хищник #Sorexaraneus #землеройка #насекомоядные

 

03 августа 2020

НАШИ 90-е…

1990-е – особенные годы в истории нашей страны. Это было последнее десятилетие XX века и первое десятилетие без Советского Союза. Однако, пройдя через все трудности и встав на ноги, люди иногда с теплом вспоминают моменты из тех лет. В этом мы убедились, организовав в 2017 году выставку «Наши 90-ые» и представив на ней тематические предметы из фондовой коллекции музея.

 

Сегодня рубрика «Дары и дарители» посвящена именно этому периоду.

1990-е – особенные годы в истории нашей страны. Это было последнее десятилетие XX века и первое десятилетие без Советского Союза. Однако, пройдя через все трудности и встав на ноги, люди иногда с теплом вспоминают моменты из тех лет. В этом мы убедились, организовав в 2017 году выставку «Наши 90-ые» и представив на ней тематические предметы из фондовой коллекции музея.

Несмотря на то, что совсем немного, по музейным меркам, прошло времени с эпохи 90-х, оказалось, что сформировать коллекцию из местных материалов не так просто. Но объявленная акция дарения дала результаты, откликнулись жители Ханты-Мансийска, которые до сих пор, уже по прошествии трёх лет с момента работы выставки, помнят её и приносят предметы в музей.

Мы благодарны нашим дарителям и хотим сегодня представить несколько предметов из музейной коллекции истории техники.

Фото 1. Фотоаппарат пленочного типа с автофокусом ICD USA.  В 1990-е годы в нашей стране фотографическое искусство стало переживать настоящий бум. Появились фотоаппараты, которые не требовали особых навыков. Фотографирующему нужно было только нажать на спуск, затем изъять катушку и отнести плёнку в проявочную студию, где оператор проявлял отснятые 36 кадров и печатал нужное количество фотографий. Подобные фотоаппараты прозвали «мыльницами» за компактность и доступность.

Фото 2. Отдельная история про фотоаппараты моментальной съемки Polaroid 636 CloseUp –– этот аппарат выдавал готовую цветную фотографию почти мгновенно. С одной кассеты была возможность получить на руки 10 снимков. У многих с тех лет в альбомах хранятся необычные по размеру и оформлению карточки. Снимать на полароид было дорогим удовольствием из-за стоимости кассет.

Фото 3. Видеокамера Panasonic SVHS M 9000. Японские видеокамеры были самыми популярными в России в то время. Везунчики, которые могли себе позволить приобрести камеру, снимали всё, всех и везде: в гостях, на природе, свадьбах и выпускных. Снимали каждую минуту, а потом садились и все вместе смотрели кино про себя. Для многих это было чудом –– видеть себя в телевизоре!

Фото 4-5. Кассетный аудиоплеер SANYO TRC-960C и портативный кассетный плеер - SANYO MGR 60. Плеер – вот, что хотел каждый молодой человек в те годы, ведь с ним можно было слушать любимую музыку где угодно. Главное, чтобы батарейки были и подходящие кассеты. Уже совсем скоро эти громоздкие штуковины полностью вытеснили CD-плееры.

Фото 6. Кассетная дека Вега МП-122С производилась на Бердском радиозаводе (ПО «Вега») с 1987 года. Это был первый аппарат из блочного музыкального центра «Вега-122», в который вошел также проигрыватель компакт-дисков, проигрыватель виниловых пластинок и усилитель мощности.

Фото 7. Пейджер. Самые прогрессивные граждане стремились разжиться не сотовым телефоном, недоступным большинству населения страны, а пейджером. Впрочем, по-настоящему деловые личности, конечно же, имели и то, и другое у себя на ремне. Правда через несколько лет их совсем не стало (мы про пейджеры), так как мобильные телефоны победили.

Фото 8. Часы Montana Watch Company. Представляли собой обычные мужские электронные часы на металлическом браслете. Но в 1990-е годы иметь электронные часы «Монтана» было престижно. Их отличительной особенностью была торговая надпись в верхней части корпуса, а на задней крышке был изображён орёл с распахнутыми крыльями – символ США. Часы обладали на тот момент обширным функционалом: подсветкой, 16 мелодиями будильника, календарём и секундомером. Те, кто не мог купить себе оригинальные часы, пользовались товаром от более доступного производителя с тем же фирменным названием, но более ограниченным сроком службы.

 

Друзья, если вы исследуете свои чердаки, старые сундуки и дальние кладовые, - мы уверены, можете найти там много интересных предметов, которые отслужили своё и достойны попасть в музей. Мы с благодарностью их примем на вечное хранение!

Ещё больше интересной информации:

http://ugramuseum.ru

http://www.hmao-museums.ru

 

#ugramuseum#мпич#музейприродыичеловека#югра#юграсегодня#хантымансийск#департаменткультурыюгры#музеиюгры#югра#культурароссии#культураюгры#культура#дарыидарители #наши90_е #техника #историятехники #музейныефонды #historyoftechnology

 

02 августа 2020

Битва при Молодях

Сегодня, 2 августа, памятная дата военной истории России

 

Сегодня, 2 августа, памятная дата военной истории России

В этот день в 1572 году полководцы Ивана Грозного Воротынский и Хворостинин, разбили превосходящее в два раза войско крымского хана. Историки утверждают: по значению для будущего России битва при Молодях сопоставима с Куликовской.

Подробнее: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/bitva-pri-molodiakh

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #афишахм #хантымансийск #умныймузей #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #ИсторияРФ #История #Военная_история

 

02 августа 2020

Началась Первая мировая война 1 августа 1914

Сегодня, 1 августа, День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 

Сегодня, 1 августа, День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне

В этот день в 1914 году Германия объявила войну России. Героизм наших солдат и офицеров стал залогом победы в «Великой войне за цивилизацию» — так называли Первую мировую наши союзники.

Подробнее: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #афишахм #хантымансийск #умныймузей #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #ИсторияРФ #История #Военная_история

 

02 августа 2020

Рубрика «За семью печатями». Биолог В.В.Васильев

В 2019 году в фонды музея поступила уникальная коллекция – личный архив Васильева Василия Владимировича (1889 – 1941), биолога, эколога, основателя и первого директора Кондо-Сосвинского боброво-соболиного заповедника, которую передал его сын Вадим Владимирович.

В 2019 году в фонды музея поступила уникальная коллекция – личный архив Васильева Василия Владимировича (1889 – 1941), биолога, эколога, основателя и первого директора Кондо-Сосвинского боброво-соболиного заповедника, которую передал его сын Вадим Владимирович. Он позвонил к нам в музей и предложил принять коллекцию в фонды. Отказаться от такого ценного подарка мы конечно же не могли!

Сейчас коллекция находится в работе у хранителя коллекции письменных документальных источников и у научных сотрудников отделов биологии и палеонтологии, отметивших научную ценность собрания.

Личный архив  состоит 294 документов: биографические материалы, личная переписка, документы о служебной и творческой деятельности и другое. Есть среди них подлинные документы Первой мировой войны и Гражданской войны. Остальные материалы дают полное представление о деятельности В.В. Васильева, об истории Кондо-Сосвинского заповедника.

 

В. В. Васильев родился в Казани в 1889 году в семье адвоката. Окончил Комиссаровское техническое училище в Москве. В 1922 году работал наблюдателем метеорологической станции на реке Демьянке, затем — заведующим подотделом охоты Тобольского окружного земельного управления. В 1926 году был направлен в район водораздела Конды и Малой Сосьвы, чтобы выяснить, обитают ли там речные бобры, истреблённые к тому времени по всей России, и какие меры надо принять для их охраны. Благодаря налаженным контактам с местным населением, В.В. Васильеву удалось обнаружить места расселения бобров.

 

По его предложению в 1929 году был организован Северо-Уральский государственный охотничий заповедник, с 1934 года — Кондо-Сосвинский боброво-соболиный заповедник, первым директором которого он и был назначен. Полный запрет на соболиную охоту, создание бобрового питомника, восстановление численности зверья вывели Кондо-Сосвинский заповедник на первое место в Советском Союзе.

 

В. В. Васильев – автор книг «Река Демьянка» (1929) и «Ондатра» (1947), один из авторов трудов заповедника «Речные бобры и соболи в Кондо-Сосвинском заповеднике» (1941), других научных и научно-популярных работ.

 

Кондо-Сосвинский заповедник был закрыт в 1951 году, в числе многих других, а в 1976 году на части территории бывшего Кондо-Сосвинского заповедника по инициативе биолога и эколога Феликса Штильмарка был создан заповедник «Малая Сосьва».

 

Ещё больше интересной информации:

http://ugramuseum.ru

http://www.hmao-museums.ru

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #Культура86 #югра #Музейвсоцсетях #засемьюпечатями #ВасилийВасильев #заповедник #КондоСосвинскийзаповедник #заповедникМалаяСосьва #природаЮгры #природа #бобёр #соболь #рекаДемьянка #nature #история #историявлицах

 

02 августа 2020

Загляните в почтовый ящик и его историю!

А знаете ли вы, что во всем мире 2 августа отмечается день рождения почтового ящика? Несмотря на появление современных средств связи, он выдержал испытание временем и никогда не пустует.

 

А знаете ли вы, что во всем мире 2 августа отмечается день рождения почтового ящика? Несмотря на появление современных средств связи, он выдержал испытание временем и никогда не пустует.

Программа Музея Природы и Человека  "Музей глазами детей"  предлагает дошкольникам, младшим школьникам и их родителям выполнить задания  нашего тематического занятия и узнать новое для себя.

Ссылка на задания https://learningapps.org/view13547191

QR-код – для вашего удобства

 

#музейприродыичеловека #музейдетям #клубдрузейМузейки #хантымансийск #югра #Россия #музейпланетазнаний #тематическоезанятие #музейглазамидетей #деньрожденияпочтовогоящика

 

01 августа 2020

#КампусЮгры

Сегодня представляем партнеров нашего проекта «Регули 2020»

Добрый день, друзья!

Сегодня представляем партнеров нашего проекта «Регули 2020».

Официальным страховщиком экспедиции выступила СК «Югория». Также компания предоставила участникам экспедиции атрибутику с фирменной символикой!

В походе каждый участник должен быть уверен, что у него под рукой есть медикаменты для лечения простудных заболеваний, головной боли, порезов, ушибов, а также набор перевязочных материалов и ваты, йод. Необходимые медикаменты, а также маски и перчатки, предоставила сеть аптек Valeo Farm г. Ханты-Мансийска.

Традиционно в этом году информационную и техническую поддержку проекту оказывает региональное отделение Русского географического общества в ХМАО – Югре, и в том числе предоставило GPS-трекер. Помощь в организации экспедиции также оказала ОАО «ЮТэйр — Вертолётные услуги».

Благодарим наших партнеров и надеемся на дальнейшее сотрудничество! Данный проект реализуется при участии Ханты-Мансийской региональной общественной организации «Центр поддержки и развития музеев Югры», победителя первого грантового конкурса 2020 года Губернатора Югры.

Фото 1. Михаил Савченко, председатель регионального отделения Русского географического общества в ХМАО – Югре

Фото 2. Медикаменты от сети аптек Valeo Farm г. Ханты-Мансийска.

Фото 3. Атрибутика с фирменной символикой СК «Югория»

 

01 августа 2020

Природная краска в изделиях обских угров

В этнографической коллекции Музея Природы и Человека хранятся изделия обских угров с цветными элементами

В этнографической коллекции Музея Природы и Человека хранятся изделия обских угров с цветными элементами: мешок из рыбьей кожи с чередованием окрашенных и неокрашенных клиньев, ровдужная обувь с нанесённым краской орнаментом, домотканые полотна с вышивкой цветными шерстяными нитями и другие. Окрашивание является одним из древнейших способов украшения традиционных изделий. Краска изготавливалась вручную, её основой служили растительные компоненты. Самые распространённые цвета: красный, коричневый, темно-синий и зелёный. Основной тон оставался натуральным, белым либо светлым, цвета являлись дополнением.

 

Оранжево-коричневые оттенки получали из ольховой коры, красно-оранжевые давали кора лиственницы и осины, насыщенные коричневые тона извлекали из берёзовой коры и берёзового нароста, синие и фиолетовые оттенки изделия приобретали благодаря соку ягод. Учёными зафиксированы варианты использования сажи, перемешанной с рыбьим жиром или маслом. Подобная смесь наносилась на обувь, придавая ей тон и водоотталкивающие свойства.

 

Красили рыбью кожу, оленьи и лосинные шкуры, ровдугу, шерстяные нити для вышивания и крапивные нити для плетения озёрных сетей. Окрашенными могли быть как отдельные части изделия, частично нанесённый орнамент, так и полностью весь материал.

 

У северных групп обских угров распространено использование краски из коры березы на ровдужной обуви. Казымские ханты и берёзовские манси для орнаментации используют палочки с косым зауженным концом. Линейно-геометрические узоры наносятся по площади голени, вокруг щиколотки и на устье голенища. Ляпинские манси наносили краску на клиновидную вставку в лицевой части изделия и несколько линий по верхнему краю голенища, вокруг щиколотки. Такая краска очень стойкая, не течёт и долго сохраняет цвет.

 

Фото 1. Обувь детская. Березовский район. Конец XIX – начало XX вв. ХМ-410

Фото 2. Мешок из кожи налима. Казымские ханты. Автор А.И. Молданова. 1950 г. ХМ-26

Фото 3. Заготовка для рубахи, нарукавная вышивка. Южные ханты. Конец XIX в. ХМ-412/1

 

Ещё больше оцифрованных экспонатов и интересных новостей:

 http://ugramuseum.ru

http://www.hmao-museums.ru

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #Культура86 #Музейвсоцсетях #этнография #одеждаобскихугров #обскиеугры #краскадляодежды #ethnography

 

31 июля 2020

Флотоводец Великой Отечественной Кузнецов Николай Герасимович

Музей Природы и Человека вновь становится одной из площадок работы Международного проекта «Территория Победы» на 2020 год и приглашает 

посетить ещё один экспозиционный стенд, представленный партнёрами на сайте нашего учреждения в разделе «Виртуальные выставки».

Музей Природы и Человека вновь становится одной из площадок работы Международного проекта «Территория Победы» на 2020 год и приглашает 

посетить ещё один экспозиционный стенд, представленный партнёрами на сайте нашего учреждения в разделе «Виртуальные выставки».

 

Музей Победы (г.Москва)  @muzeypobedy  подготовил мероприятия, посвящённые Дню Военно-Морского флота.

 

Материалы выставки «Флотоводец Великой Отечественной Кузнецов Николай Герасимович» рассказывают о жизненном пути Наркома ВМФ, Главнокомандующего Военно-морским флотом, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, о его вкладе в становление и развитие Военно-морского флота в предвоенный период, о его участии в Великой Отечественной войне, в Крымской и Потсдамской конференциях, других исторических событиях (20 стендов).

Фотовыставка о жизни и службе Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова подготовлена Музеем Победы, Региональной общественной организацией «Клуб адмиралов» (Москва), и «Издательско-художественным центром «Штандарт» (Санкт-Петербург).

 

 

Ссылка для вашего виртуального путешествия:

http://www.ugramuseum.ru/segodnya_v_muzee/virtualnyie_vyistavki/vyistavka_flotovodets_velikoy_otechestvennoy_kuznetsov_nikolay_gerasimovich/

 

 

#музейприродыичеловека #музейвсоцсетях #виртуальныевыставки                          #ФлотоводецВеликойОтечественнойКузнецовНиколайГерасимович #музейПобеды

 

31 июля 2020

СИДЯТ ДВЕ ГАЛОЧКИ НА ПАЛОЧКЕ

Коромысло (или, как говорили в старину, «коромысел») — это деревянное дугообразное приспособление, с крючками на концах для переноса двух вёдер воды или других тяжестей на плечах.

 

С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку несли полоскать белье, мыть овощи и т.д. Оно облегчало перенос двух вёдер воды на длинное расстояние. Чтобы спина не уставала, можно было перекладывать на ходу коромысло с одного плеча на другое.

 

Издревле существовал  целый свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду:

Пустые вёдра нужно нести в левой руке, в правой – коромысло.

Набрав воды в ведра, сначала нужно было цеплять ведро за заднюю часть коромысла, а затем за переднюю.

Мужчины тоже воду носили, только в руках, не мужское это дело  – использовать коромысло!

А ещё была традиция – в день свадьбы девушка должна донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли. 

 

В каждой местности были свои мастера, умевшие делать удобные и красивые коромысла.  Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Древесина, которую использовали, должна была быть лёгкой, прочной и гибкой. В качестве материала чаще всего брали берёзу, реже – сосну и ель. Для заготовки подбирали дерево толщиной 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого ствола топором и рубанком выполняли изделие. На края коромысла крепили металлические накладки с крючками.

 

Сейчас коромысло уже почти нигде не увидишь, разве что на выставках. В фондах нашего музея хранится коромысло первой половины ХХ в, которое было получено в дар от жителей с. Селиярово. 

 

Ещё больше интересной информации:

http://ugramuseum.ru

http://www.hmao-museums.ru

 

Фото. Коромысло. Первая половина ХХ – середина XX вв. ХМ-11806

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #музейусадьбасельскоготорговца #историяодногоэкспоната

 

 

30 июля 2020

СУНДУК КРАСНОАРМЕЙЦА

Уважаемые читатели, мы продолжаем рубрику «Эхо войны», в которой знакомим вас с интересными  музейными экспонатами, связанными с Великой Отечественной войной. Сегодня поговорим о том, что использовали наши бойцы для хранения и транспортировки личных вещей.

 

Уважаемые читатели, мы продолжаем рубрику «Эхо войны», в которой знакомим вас с интересными  музейными экспонатами, связанными с Великой Отечественной войной. Сегодня поговорим о том, что использовали наши бойцы для хранения и транспортировки личных вещей.

 

Благодаря фотографиям и кинохронике прочно закрепился образ нашего бойца в пути, за спиной которого был вещмешок. Не многие знают, что на начальном этапе Великой Отечественной войны офицерами и бойцами Красной армии использовались ранцы-рюкзаки довоенного образца 1936 г. и модифицированные 1939 г.   

 

Позже, когда призыв стал массовым, от ранцев отказались, производить их было дорого. Им на смену пришли  практичные вещмешки, получившие название «сидор». Наполнение вещмешка регламентировалось уставом, в обязательный комплект входили: сменное нательное бельё, портянки, полотенце, рукавицы, гигиенические средства, ружейные принадлежности, сухари, патроны и минимум дополнительных личных вещей, ведь на долгих пеших маршах боец чувствовал на плечах каждый грамм поклажи.

 

Когда война закончилась, демобилизованные солдаты, возвращаясь в родные места, везли с собой личные вещи, иногда  - подарки родным. Для перевозки могли использовать не вещмешок, а неуставной чемодан или сундук. Один такой необычного вида армейский сундук в 2005 г. был передан в музей коллекционером В.Ф. Быстровым.

 

Сундук выполнен из дерева, покрыт лаком, края обиты фигурными латунными пластинами. В местах крепления ручки расположен интересный декор в виде пятиконечной звезды –  символа Красной армии. Ещё одна звезда находится в месте крепления замка. Такой стильный и функциональный предмет был спутником красноармейца на пути домой с Победой.

 

Напоминаем вам, что 4 декабря 2020 года в Музее Природы и Человека пройдут VI Всероссийские военно-исторические чтения «Великий подвиг народа», посвящённые 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Это продолжение традиции проведения в Югре научного форума, призванного знакомить общественность с последними результатами исследований по истории Великой Отечественной войны. Чтения направлены на распространение достоверных знаний и сохранение памяти об историческом подвиге советского народа, решающем вкладе СССР в Победе над фашизмом.

Подробная информация - во вложении и на сайте Музея Природы и Человека http://www.ugramuseum.ru/segodnya_v_muzee/konferentsii/VI_Chteniya/

 

Ещё больше интересной информации:

http://ugramuseum.ru

http://www.hmao-museums.ru

 

Фото 1-2. Сундук красноармейца ХМ-10452

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #афишахм #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #Музейвсоцсетях #годпамятииславы #историческаяпамять #великаяотечественнаявойна #великийподвигнарода #военноисторическиечтения #история #наследие

 

30 июля 2020

«Наше наследие» традиционный костюм на Обь-Иртышском Севере

С момента появления в Сибири в конце XVI века первых русских зимовий, острогов, городков, начинает своё формирование культура русских переселенцев.

 Первые поселенцы, пришедшие в Сибирь в конце 16 – начале 17 веков из Архангельской, Вологодской, Нижегородской губерний, Вятки и Сольвычегодска,  принесли так называемый северорусский тип одежды.

 

Сегодня в рубрике «Наше наследие» поговорим о русском традиционном костюме на Обь-Иртышском Севере.

 

С момента появления в Сибири в конце XVI века первых русских зимовий, острогов, городков, начинает своё формирование культура русских переселенцев.

 Первые поселенцы, пришедшие в Сибирь в конце 16 – начале 17 веков из Архангельской, Вологодской, Нижегородской губерний, Вятки и Сольвычегодска,  принесли так называемый северорусский тип одежды.

 

Северорусский комплекс женской одежды состоял из рубахи, сарафана, пояса, иногда передника,  коротены или душегреи, головного убора. Довольно долго популярным был косоклинный распашной сарафан, который застёгивался на дутые, ажурные или литые пуговицы и петельки из шнура. К концу 19 века получают широкое  распространение «круглые» сарафаны, представлявшие из себя юбку на лямках, сшитую из нескольких полос ткани и собранную на груди под обшивку. В среде старожилов северорусский тип костюма сохранялся вплоть до начала ХХ века, особенно у старообрядцев.

 

Южнорусский комплекс одежды принесли поздние переселенцы, которые пришли в Сибирь после столыпинской аграрной реформы. Одежда южных губерний имела свои особенности и была более архаичной, чем одежда северных губерний. Главным отличием южнорусского женского костюма была понева – юбка особого кроя, пояс, передник, одевавшийся через голову и имевший рукава, и наплечная верхняя одежда туникообразного покроя. У женщин был обязателен головной убор.

 

Южнорусский комплекс не получил в Сибири  широкого распространения, так как воспринимался одеждой батраков – поздние переселенцы часто нанимались к старожилам в работники. Однако со временем и они «осибирячивались», а в народе появлялись различные вариации костюмов. Так,  можно было встретить южнорусскую рубаху в сочетании с северорусским сарафаном.

 

Комплекс мужской старожильческой одежды обычно состоял из рубахи и штанов-портов.

Мужские рубахи севера и юга России не имели больших различий между собой. Рубахи были длинными, до колен, подвязывались поясом. По подолу, рукавам и вороту украшались вышивками. Порты шились на поясе «гашнике», неширокие, из светлого грубого полотна, «крашенины», полосатой пестряди.

 

Русские, переселяясь в Сибирь из самых разных мест России, принесли сюда и свою традиционную одежду. Со временем привычные наряды менялись в новых природных условиях, а также в процессе взаимовлияния культурных традиций разных народов.

 

Фото 1-3. Примеры реконструкций старожильческой одежды. Снято в экспозиции Музея-усадьбы сельского купца Е.И. Рязанцева в с. Селиярово.

Фото 4. Фотография жителей Тобольской губернии в городской одежде. Конец XIX – начала XX веков.  ХМ-11692/2

 

#музейвсоцсетях #ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культурароссии #культура86 #нашенаследие #селоселиярово #музейусадьбасельскоготорговца #обьиртышскийсевер #русскийтрадиционныйкостюм #одежда #историякостюма #historyofcostume

 

28 июля 2020

МУЗЕЙ ГРИБОВ В ЮГРЕ

Сегодня рубрика «Снимаем шляпку!» посвящена рассказу об удивительном и необычном музее – Музее Грибов, который расположен недалеко от города Ханты-Мансийска, в поселке Шапша.Создатель музея, кандидат биологических наук Нина Филиппова - учёный-миколог, говорит о том, что цель – показать, как грибы влияют на нашу жизнь, какое у них есть прикладное значение. «На территории округа известно около 2500 видов грибов. К нам нередко обращаются любители-грибники, фотографы, в надежде узнать, что за интересный представитель грибного царства у них в корзине или на фотографии? Наш музей как раз может им в этом помочь», – рассказывает Нина.

Музей создан в 2018 году совместно с Клубом Гриболюбов Югры. Он расположен на базе стационара Югорского государственного университета в посёлке Шапша. В нём собрано множество экспонатов для демонстрации прикладных аспектов микологии: красильные грибы, грибная бумага, одежда из грибов, лекарственные препараты, грибная кулинария, а также познавательные материалы для детей и взрослых. Посетители музея могут открыть удивительную красоту грибов, созерцая работы художников и фотографов, а также разнообразные творческие работы мастеров.

Коллекция музея постоянно пополняется новыми предметами. География мест поступлений экспонатов музея впечатляет: от Дании до самых отдаленных уголков Югры. Нина Филиппова привозит экспонаты с научных семинаров, микологических выставок, крупных мероприятий, а также находит творческих людей, которые создают уникальные грибные шедевры. Музей растёт, планируется дальнейшее развитие экспозиции с привлечением профессионалов и современных музейных технологий. А пополнить коллекцию могут все любители грибов!

В Музей Грибов можно прийти на экскурсию (после снятия режима самоизоляции), но экспонаты музея можно увидеть и на временных экспозициях. Так, в 2018 году, на ежегодном Грибном фестивале «Мир грибов: Осенние краски» в Музее Природы и Человека была открыта и проработала 2 месяца большая выставка Музея грибов https://vk.com/album-160928643_261402716

В этом году на Грибном фестивале в Музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске вновь будут представлены экспонаты Музея Грибов из посёлка Шапша. Дата поведения мероприятия: 5-6 сентября. Приглашаем всех желающих посетить Музей Грибов и Грибной фестиваль!

Экспозиция Музея Грибов:

https://www.flickr.com/photos/fungariumysu/albums/72157689468819002

 

Фото 1. Мастер-класс по культивированию грибов в Музее Природы и Человека.

Фото 2. Музей Грибов в п. Шапша.

Фото 3. Музей Грибов. Грибные красители.

Фото 4. Муляжи в Музее Грибов.

Фото 5. Часть выставки на Грибном фестивале в Музее Природы и Человека.

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #природаюгры #природа #грибы #снимаемшляпку #микология #грибнойфестиваль #микологическаяэкскурсия #музейгрибов #музейгрибоввшапше

28 июля 2020

СДАНО НА «ОТЛИЧНО»!

Реставратор – это специалист, который занимается восстановлением и сохранением предметов культурного наследия. Работа в должности реставратора не только открывает доступ к историческим и природным ценностям, изучению культурного достояния, но и требует особой ответственности, умений и глубоких знаний методов реставрации.

В Музее Природы и Человека трудятся художники-реставраторы, работающие с бумагой, тканью, металлом, костью, керамикой и деревом. Мастера своего дела, дающие вторую жизнь предметам из музейных коллекций, сегодня не останавливаются на достигнутых знаниях и повышают квалификацию, получают более высокие категории.

В июле этого года три сотрудника музея прошли дистанционное обучение в Русской академии ремёсел по программе «Реставрация музейных ценностей». А. А. Вешкурцев, Е.А. Симкин и В. Е. Симкин представили комиссии свои реставрационные работы и сдали экзамен на отлично!

Евгений Симкин проводил работы по восстановлению артефактов – развала сосуда, найденного в ходе аварийно-спасательных раскопок на памятнике «Священная Кедровая роща». В результате проведённых реставрационных мероприятий развал был восстановлен и приобрел экспозиционный вид.

Андрей Вешкурцев представил комиссии работу с археологическим памятником  – бронзовой антропоморфной фигурой из коллекций «Пойковский клад», содержащей 118 предметов раннего железного века. На фотографиях представлены небольшие фрагменты долгой и кропотливой работы реставратора с предметом.

Вячеслав Симкин в ходе обучения представил преподавателям несколько работ по реставрации предметов из кости, среди которых восстановление предмета из этнографической коллекции – скребок для чистки рыбы, изготовленный из части оленьей лопатки. В результате проведённых работ предмет приобрел свой первоначальный вид и возможность участвовать в тематических выставках музея.

Мы поздравляем наших коллег с очередным повышением профессионального уровня и желаем дальнейших творческих успехов!

 

Ещё больше новостей, интересных фактов, удивительных предметов и замечательных людей  

http://www.hmao-museums.ru

 

#искусствосохранятьисторию #ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #реставрация #музейнаяреставрация #сданонаотлично вышениеквалификации #мастера #мастерство #restoration

 

28 июля 2020

28 июля в нашей стране отмечают День крещения Руси

Праздник установлен Федеральным законом "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" 1 июня 2010 года.

 

 

28 июля  в нашей стране отмечают День крещения Руси.

Праздник установлен Федеральным законом "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" 1 июня 2010 года.

В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю – 15 июля) – день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015), крестителя Руси.

Сегодня вместе с Музеем Природы и Человека предлагаем отметить такой  день тематическим занятием, прикоснуться к его истокам, узнать новое для себя.

Ссылка на задания тематического занятия – https://learningapps.org/view13513924

QR-код – для вашего удобства

#музейприродыичеловека #музейдетям #клубдрузейМузейки #хантымансийск #югра #Россия #музейпланетазнаний #тематическоезанятие #денькрещенияруси

 

27 июля 2020

Архитектурно – строительный набор «Анкер»

Вот уже 125 лет немецкая компания ANKER вручную, по традиционной технологии, производит конструкторы из натурального фирменного материала, состоящего из камня, песка и пигмента.

Кирпичики ANKER не подвластны времени, а время не властно над предметами, которые бережно хранятся в музейных фондах. Сегодня только в музеях или в частных собраниях можно увидеть один из первых конструкторов, выпущенных в Германии в начале XX века. Поступил конструктор в фонды Музея Природы и Человека в 2010 году. 

Набор из 450 деталей находится в оригинальной коробке вместе с альбомами-схемами для сборки, инструкцией и описанием деталей.

Первый в мире детский строительный конструктор из каменных блоков, получивший название «Анкер», в 1870 году изобрели Ян-Даниил Георгенс, немецкий педагог и директор ряда детских учреждений в Мангейме, Бадене и Вене, и братья-инженеры Густав и Отто Лилиенталь.

Миниатюрные элементы конструктора изготавливались из оригинальной смеси кварцевого песка, мела, красочного пигмента и лака на основе льняного масла. Блоки длиной по 2 сантиметра выпускались в 3-х цветах: кирпично-красном, рыжевато-коричневом и тёмно-синем. Именно такого цвета были природные материалы, используемые при строительстве сооружений в Европе XIX века. С 1901 года наборы «Анкер» начинают комплектовать металлическими элементами – фермами, перемычками и балками.

К конструктору прилагались картонные фигурки людей, лошадей, деревьев для того, чтобы ребёнок мог создать реалистичную картину городской или деревенской улицы. Первые инструкции по сборке моделей, были нарисованы известными художниками конца XIX века.

Новаторство конструктора, производимого в г. Рудольштадт, заключалось в том, что для создания строительных блоков использовалось не дерево, а камень, что придавало постройкам большую устойчивость. Однако братья не смогли разглядеть коммерческую выгоду своего изобретения и в 1880 году продали его предпринимателю Фридриху Адольфу Рихтеру, который имел нужные средства и заводские мощности. Рихтера заинтересовало изобретение, и он налаживает производство конструктора для детей. Качество изделия было непревзойденным и продажи только увеличивались. В период 1884 по 1963 год было произведено приблизительно от 3 до 5 миллиардов строительных блоков различных размеров, форм и расцветок.

26 июля 2020

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

Сегодня мы предлагаем вам попробовать себя в роли археолога и попытаться определить названия представленных артефактов (предметов или объектов, созданных человеком). Большинство предметов вам известны, так как используются и в наше время. Некоторые из них вышли из обихода, но определить их названия вам помогут подсказки.

Желаем успехов!

26 июля 2020

#КампусЮгры!

Друзья, мы начинаем подготовку к комплексной экспедиции «Регули 2020». В начале августа наша команда - ученые, художники и волонтеры - отправится в Березовский район для восхождения на вершину Регули, которая находится на Приполярном Урале.

Команде предстоит совершить комплексный поход с использованием различных видов автомобильного рейсового авиационного, вездеходного и водного транспорта, а также используя навыки пешего туризма, под предводительством местных проводников – коми. Узнать все «прелести» настоящей таежной романтики, пересечь просторы Приполярного Урала под рюкзаком, пообщаться с местными старейшинами и шаманами, осваивать охотничьи избушки, прорубаться сквозь поваленные деревья и кустарник, строить завесы из сухостоя, отогреваться и готовить пищу у костров из валежника и на газовых баллонах.

Физические трудности не будут помехой для каждого члена экспедиции выполнять свои личные задачи проекта – художественные, научно-исследовательские, антропологические, туристические, музейные.

Проект «Кампус культурных волонтеров Югры» реализуется при участии Ханты-Мансийской региональной общественной организации «Центр поддержки и развития музеев Югры», победителя первого грантового конкурса 2020 года Губернатора Югры.

В настоящее время мы приглашаем волонтеров на сайте https://dobro.ru/. Посмотреть вакансии и подать заявку вы можете по ссылке: https://dobro.ru/event/10007032.

Фото. Участники Международной экспедиции «Вершина Регули» (Музей Природы и Человека, 2019 г.)

24 июля 2020

КАНАПЕ И КАНАПЕЛЬ

Сейчас невозможно представить жилище современного человека без дивана, являющегося одним из распространённых видов мебели. И сегодня в рубрике «История одного экспоната» мы расскажем об одном из видов диванов – канапе, который пережил века и благополучно «дошёл» до наших времён.

Сейчас невозможно представить жилище современного человека без дивана, являющегося одним из распространённых видов мебели. И сегодня в рубрике «История одного экспоната» мы расскажем об одном из видов диванов – канапе, который пережил века и благополучно «дошёл» до наших времён.

Диван-канапе появился во Франции примерно в 17 веке. Доподлинно неизвестно, кто был автором такой конструкции, но известно, что первые варианты были похожи на одно или несколько стоящих рядом кресел, с резными тонкими ножками и резной рамой сиденья.

С течением времени «канапе» стали называть просто небольшой диванчик для сидения с приподнятой спинкой и подлокотниками, обитый материей.

В давние времена такая мебель была предметом роскоши, изготавливали её вручную из дорогих материалов, создавая декоративную оригинальную резьбу и украшая драгоценными металлами. В XIX веке канапе и их разновидности обрели массовую известность и стали популярны по всему миру. Их стоимость стала уменьшаться за счёт использования более дешёвых материалов, и всё больше людей могли себе позволить подобную роскошь.

«Канапели» были чрезвычайно модны в зажиточных крестьянских и мещанских домах Сибири конца XIX –  начала ХХ веков. В фондах нашего музея хранится такой  диванчик, который представляет собой деревянную скамью со спинкой и подлокотниками, изготовленную из древесины хвойных пород. В наш музей диван  был передан жителем с. Селиярово.

Фото. Диван деревянный «Канапель». Вторая четверть XX в. ХМ-11795

 

#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #музеиюгры #департаменткультурыюгры #культура #культураюгры #Культура86 #музейвсоцсетях #Югра #россия  #юграсегодня #Хантымансийск #музейусадьбасельскоготорговца  #селиярово #Историяодногоэкспоната

Яндекс.Метрика